Форум
Страницы: 1
[ Закрыто ] Криптографическая деятельность во время гражданской войны в Испании, Публикация. Ларин Д.А., Шанкин Г.П. Криптографическая деятельность во время гражданской войны в Испании. // Защита информации. INSIDE. №1, 2008, с. 62-64.
Криптографическая деятельность во время гражданской войны в Испании

В июле 1936 года в Испании был поднят мятеж профашистких сил против левого правительства республиканцев. Мятеж возглавил генерал Франко. Интересно отметить, что сигналом к началу мятежа служила кодированная фраза: «Над всей Испанией безоблачное небо», переданная 18 июля одной из испанских радиостанций, находившихся под контролем мятежников. Фактически Испания сразу же стала ареной противостояния между левыми социал-демократическими и прокоммунистическими силами, с одной стороны, и фашистами, с другой. Франкистам начали оказывать помощь Германия и Италия, а на помощь республиканскому правительству со всего мира стали прибывать противники фашисткой идеологии. Впоследствии большинство из них вошли в состав интербригад, которые стали самыми боеспособными частями республиканцев. Однако основной объем помощи оказал СССР. Из Советского Союза в Испанию были направлены сотни самолетов, танков, орудий, большое количество стрелкового вооружения, боеприпасов и другого военного имущества. Так же в страну были направлены тысячи советских военных советников и добровольцев для участия в боевых действиях против мятежников. Среди направленных в Испанию советских специалистов была группа криптоаналитиков и радиоразведчиков. Сразу после их прибытия была налажена работа по перехвату шифрсообщений мятежников. Вскоре были достигнуты успехи в дешифровальной работе, вскрыты шифры мятежников (основным шифром, который использовали франкисты, был усложненный шифр пропорциональной замены). В результате республиканское командование получило важные сведения о планах военных действий франкистов, их итальянских и немецких союзников, численности и составе войсковых группировок противника, базах и путях снабжения и т. д. Дешифрование сообщений франкистов велось и в Москве под руководством Б. А. Аронского. Вот лишь один из примеров их успешной работы. Из дешифрованной телеграммы советским специалистам стало известно о том, что франкисты намерены потопить советский корабль, который должен был выйти из французского порта Марсель в один из испанских портов. На борту этого судна находилось большое количество советских летчиков, танкистов и других военных специалистов, а также бойцов интербригад, следовавших на помощь республиканцам. Франкисты собирались выделить для перехвата этого корабля значительные силы флота и авиации. Сведения об этом были переданы капитану советского корабля, его выход из Марселя был задержан, а маршрут изменен. Так благодаря работе советских дешифровальщиков судну удалось благополучно добраться до порта назначения.
Занимались дешифрованием вражеских сообщений и испанские специалисты. После поражения республиканцев некоторые из них эмигрировали во Францию. Известно что в французском центре дешифрования, носившим кодовое название «Сектор Бруно» в 1939-1940 годах работали семь испанцев. Они занимались криптоанализом шифров франкисткой Испании, Италии и немецко-испанской переписки. После поражения Франции в июне 1940 года. Они были эвакуированы в Алжир. Осенью 1940 года испанские дешифровальщики тайно вернулись в неоккупированную часть Франции, где продолжили свою работу до осени 1942 года, когда немцы полностью оккупировали Францию.
Помимо войсковой информации, серьезное внимание уделялось работе с агентурными шифрами мятежников. Советские дешифровальщики вскрыли код агентурной сети франкистов, работавшей в республиканских портах, через которые осуществлялось снабжение правительственных войск.
В 1938 году резидент немецкой разведки О. Кирхнер, пытался переслать шифрованные сведения в безделушках — сувенирах. Контрразведка республиканской Испании обнаружила их и с помощью советских криптоаналитиков дешифровала документы. В них оказались сведения о немецких агентах в Испании, военные сведения и т. д. Все агенты, включая Кирхнера, были арестованы.
Интересный эпизод, имевший место во время войны в Испании, был связан с внутриполитической борьбой в стане республиканцев. Молодой уроженец Литвы Иосиф Григулевич направился в Испанию с целью борьбы против Франко. Это был весьма образованный человек. Помимо родного литовского языка, он свободно владел испанским, французским, немецким, польским и русским языками. По прибытии в Испанию Григулевич получил новое имя — Хосе Окампо. Вскоре он попал в поле зрения резидентуры НКВД СССР, которой руководил А. Орлов (настоящая фамилия — Лев Фельбин, псевдоним — «Швед»). Григулевич дал согласие на сотрудничество с резидентурой. С помощью резидентуры он стал сотрудником Генерального управления безопасности республики («Сегуридат»).
Для борьбы с Франко объединились разнородные силы. Среди них была «Рабочая партия марксистского единства» (ПОУМ), возглавляемая Андерсом Нином. Она придерживалась троцкистской идеологии и вскоре вступила в конфликт с коммунистами Испании. Мятеж, поднятый ПОУМ, был жестоко подавлен. Нин был арестован республиканской контрразведкой.
Возникла опасная ситуация для советской резидентуры. Нин имел информацию о ее деятельности и знал агентов-нелегалов НКВД в Испании. Если бы он попал в руки разведки Франко, то это могло иметь весьма тяжелые последствия. Советские разведчики решили «подтолкнуть» республиканские органы правосудия к вынесению смертного приговора Нину. Для этого Григулевичу было дано задание, имеющее целью полностью дискредитировать Нина в глазах республиканцев. И это удалось сделать с помощью криптографии. Дело в том, что у советской разведки был агент (завербованный управлением безопасности и известный резидентуре) в военной разведке Франко — Альберт Кастилья. Он передал резидентуре шифры и ключи военной разведки Франко. Во время подавления мятежа организации Нина было захвачено большое количество документов. На одном из этих документов Григулевичу удалось написать симпатическими чернилами текст, из которого следовало, что Нин предатель и агент Франко. Текст был зашифрован шифром военной разведки Франко. Он начинался с обращения: «Генералиссимус!» (к тому времени Франко присвоил себе это звание). Расчет был безошибочный. Григулевич знал, что все подозрительные документы любой контрразведкой проверялись на наличие тайнописи. Использование симпатических чернил легко обнаружилось при исследовании. Документ, естественно, был прочитан без затруднений, ведь ключ к шифру был известен. Но на этом дело не закончилось. Республиканская контрразведка так и не решалась казнить своего недавнего союзника Нина. Тогда был предпринят последний решительный шаг. Нин был похищен из тюрьмы и уничтожен.
Во время гражданской войны в Испании имелись успехи и у франкистов и их союзников. Еще в начале 1930-х годов немецкая разведка сумела получить испанский код. Код был успешно использован для дешифрования шифрпереписки Испании. В 1937 году был выкраден код, применявшийся для засекречивания переписки между Москвой и министерством национальной обороны испанских республиканцев, получавших помощь из СССР для борьбы против режима Франко. Так же известно, что криптоаналитки отделения «Z» Министерства иностранных дел Германии сумели вскрыть ряд испанских дипломатических шифров и кодов.
Во время Второй мировой войны франкисткая Испания формально придерживалась нейтралитета, однако тесно сотрудничала с Германией и ее союзниками. Так на Восточном фронте в составе немецкой армии воевала испанская «Голубая дивизия» и ряд авиационных частей. В связи с этим страны антигитлеровской коалиции крайне интересовало содержание испанских шифрованных сообщений. В частности некоторых успехов в этой области достигли англичане в 1942 году. В начале года им удалось при помощи машинистки испанского посольства в Вашингтоне, ненавидевшей франкистов, и двух басков-эмигрантов (народность, проживающая на севере Пиренейского полуострова, во время гражданской войны баски сражались на стороне республиканцев) сфотографировать дипломатический код, использовавшейся для шифрования переписки между Мадридом и Вашингтоном. Это позволило англичанам читать сообщения на этой линии связи до конца войны. В октябре 1942 года английским спецслужбам удалось в столице Венесуэлы Каракасе сфотографировать еще ряд испанских кодовых книг. Эта информация также была использована для чтения испанской дипломатической переписки.

Литература

1. Кан Д. Война кодов и шифров. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.
2. Красная книга ВЧК. Под редакцией А. С. Велидова. т.1,2 М, 1990.
3. Никандров Н. Хосе Окампо, он же… // Независимое военное обозрение №19, 2003, с.7.
4. Очерки истории внешней разведки в 5 томах, под ред. Е. М. Примакова и С. Н. Лебедева, М., «Международные отношения», 1999.
5. Полмар Н., Аллен Т.Б. Энциклопедия шпионажа. М., 1999.
6. Соболева Т. А. История шифровального дела в России. М.: ОЛМА-ПРЕСС-Образование, 2002.
7. Тайные операции российских спецслужб. М., 2000.
8. Тайные страницы истории. М.: ЦОС ФСБ России 2000.
9. Kahn D. The codebreakers. N.-Y., 1967.
10. http://www.agentura.ru
11. http://en.wikipedia.org/wiki/PC_Bruno
12. http://en.wikipedia.org/wiki/Cadix
13. http://en.wikipedia.org/wiki/Biuro_Szyfrów

Ларин Д.А., к.т.н.
Шанкин Г.П., д.т.н., профессор
Страницы: 1