Уважаемые участники!
При подаче апелляции обратите особое внимание на формулировки самих заданий. Зачастую данные Вами ответы не в полной мере соответствовали заданиям, что и стало причиной снижения общей оценки за задание.
Олимпиадные задания на заключительный этап
Межрегиональной олимпиады школьников на базе ведомственных образовательных организаций в 2023/2024 учебном году
(профиль – обществознание) и критерии оценивания
Дата проведения: 11 февраля 2024 года.
Заключительный этап проводится в очной форме на базе ведомственных образовательных организаций. Олимпиадная работа включает десять заданий (пять тестовых и пять развернутых вопросов). На выполнение заданий отводится 240 минут. Максимальная оценка за выполнение олимпиадной работы 100 баллов.
№ |
Задания для 9 класса |
Критерии оценивания и эталонные ответы |
1 |
В Российской Федерации государственный бюджет разрабатывается Правительством и утверждается Государственной Думой. Из нижеперечисленного выберите две возможные расходные статьи государственного бюджета: А. Поступления от штрафов и санкций. Б. Обеспечение безопасности государства. В. Прибыль государственных предприятий. Г. Акцизы и пошлины. Д. Выплата пенсий и пособий.
|
Эталонный ответ: Б, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
2 |
Выберите два верных суждения о личных правах и обязанностях супругов: А. Каждый из супругов свободен в выборе мест пребывания и жительства. Б. В случае расторжения брака супруги должны вернуть себе добрачные фамилии. В. При заключении брака каждый из супругов может сохранить свою добрачную фамилию. Г. В вопросах воспитания детей главенствующая роль принадлежит матери. Д. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, становится их совместной собственностью.
|
Эталонный ответ: А, В. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
3 |
Какие два фактора могут стать основой для нисходящей социальной мобильности индивида? А. Перевод на равнозначную должность. Б. Изменение предпочтений в пище. В. Смена привычного бренда одежды. Г. Изменение состава семьи. Д. Смена круга повседневного общения.
|
Эталонный ответ: В, Д Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).
|
4 |
Какие два признака из приведенных ниже отличают научное познание от других видов познания? А. Субъективный характер используемых суждений. Б. Доступная форма изложения. В. Экспериментальная проверка результатов. Г. Опора на авторитет. Д. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней.
|
Эталонный ответ: В, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).
|
5 |
Граждане Сергей В. и Павел П. решили организовать туристическое агентство. Они подали документы для регистрации своего товарищества, в которой им было отказано. Что могло стать причиной отказа (выберите два правильных ответа): А. Деятельность граждан, по прогнозам, не будет востребована. Б. Граждане не имеют высшего образования. В. Граждане не являются предпринимателями. Г. Для деятельности товарищества необходимо 5 человек. Д. Представлены не все документы.
|
Эталонный ответ: В, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
6 |
В статье 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Проиллюстрируйте современное отношение общества к данному праву. Свой ответ аргументируйте пятью тезисами, основанными на теоретических положениях и практических примерах.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
7 |
Проиллюстрируйте пятью тезисами, что собой представляет демократическое государство. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами. |
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
8 |
В современном мире право считается ведущим социальным регулятором общественных отношений. Приведите пять аргументированных тезисов, подтверждающих состоятельность данной точки зрения или же пять тезисов, ее опровергающих.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
9 |
Вопрос о целесообразности государственного регулирования экономической сферы жизни общества и степень такого регулирования является одним из наиболее спорных в настоящее время. Каково ваше мнение по этому вопросу? Аргументируйте свою позицию по данной проблеме не менее чем 3 тезисами, основанными на теоретических положениях и практических примерах.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий 3 и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 1 тезис и его аргументацию либо ответ содержит 2 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
10 |
Научно-техническая революция накладывает свою печать на облик всех стран, в том числе и слаборазвитых. В некоторых странах, например в Африке, возникают экономические центры, подчиняющие себе жизнь ряда племен, устанавливаются более тесные культурные контакты. Однако темпы языкового развития катастрофически отстают от темпов развития экономики и всей культуры. С помощью родного языка оказывается невозможным овладевать современной мировой культурой. В этих условиях нация начинает складываться на базе чужого языка – часто языка бывших колонизаторов. Приведите 3 научно обоснованных и аргументированных тезиса, довода в пользу данной точки зрения и 3 против нее.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий 5-6 тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 2-3 тезиса и его аргументацию либо ответ содержит 4-5 тезисов и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
№ |
Задания для 10 класса |
Критерии оценивания и эталонные ответы |
1 |
Найдите в приведённом ниже списке две способности человека, имеющие преимущественно социальную природу. А. Преобразовывать окружающую среду. Б. Видеть цель своих действий. В. Адаптироваться к внешней среде, к природным условиям. Г. Рационально мыслить. Д. Производить потомство.
|
Эталонный ответ: А, Г. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).
|
2 |
Что означает юридическое равенство участников гражданских правоотношений как принцип гражданского права (выберите два правильных ответа): А. Ни один из участников гражданских правоотношений не имеет каких-либо преимуществ перед другими участниками этих отношений. Б. Установление правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичного договора. В. Абсолютный характер защиты гражданского интереса. Г. Субъекты гражданского права имеют одинаковый правовой статус и наделяются равной правоспособностью. Д. Единая организационно-правовая форма всех юридических лиц.
|
Эталонный ответ: А, Г. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
3 |
Ниже приведен ряд терминов. Назовите два из них, которые не относятся к административному праву: А. Дисциплинарная ответственность государственных служащих. Б. Состав преступления. В. Правосубъектность федеральных органов исполнительной власти. Г. Права и обязанности военнослужащих. Д. Право на возмещение вреда.
|
Эталонный ответ: Б, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
4 |
Выберите два верных суждения о гражданстве РФ и запишите буквы, под которыми они указаны: А. Гражданство как публично-правовое состояние индивидов представляет собой устойчивую правовую связь с государством в целом, выражающуюся в состоянии «принадлежности» индивидов своему государству. Б. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет, вне зависимости от их дееспособности вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ. В. Гражданин РФ, совершивший тяжкое преступление и скрывающийся от следствия, может быть лишен гражданства РФ. Г. Одним из принципов гражданства РФ является принцип защиты и покровительства российским гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации. Д. На ускоренную процедуру принятия в гражданство РФ могут рассчитывать лица, рожденные в Советском Союзе или имевшие гражданство этой страны, а также имеющие родственные связи с гражданином РФ.
|
Эталонный ответ: Г, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
5 |
Выберите два права территориальных единиц в государстве, свойственных исключительно федерациям. А. Формирование органов власти территориальных единиц. Б. Создание местных правовых актов. В. Установление дополнительных официальных языков. Г. Наличие исключительной компетенции органов власти территориальных единиц. Д. Наличие собственной уникальной символики территориальных единиц.
|
Эталонный ответ: В, Г. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
6 |
Принципы гуманности, разумности и справедливости играют важную роль в урегулировании частных отношений в обществе. Назовите пять тезисов, отражающих достоинства данных принципов. Дайте развернутый ответ, аргументируя тезисы теоретическими положениями и практическими примерами. |
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
7 |
Проиллюстрируйте пятью тезисами место международного права в системе социальных регуляторов. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
8 |
Проиллюстрируйте пятью тезисами роль органов исполнительной власти в системе государственного управления. Дайте развернутый ответ, аргументируя тезисы теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
9 |
Приведите три научно обоснованных тезиса о влиянии науки на государство и право, раскрывающих суть данного влияния и его степень по сравнению с другими социальными факторами. Дайте развернутый ответ, аргументируя тезисы теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий три и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 1 тезис и его аргументацию либо ответ содержит 2 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
10 |
Можно ли считать лишение свободы наиболее эффективным видом уголовного наказания? Приведите 3 научно обоснованных и аргументированных тезиса, довода в пользу данной точки зрения и 3 против нее.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий 5-6 тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 2-3 тезиса и его аргументацию либо ответ содержит 4-5 тезисов и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
№ |
Задания для 11 класса Вариант 1 |
Критерии оценивания и эталонные ответы |
1 |
Какие два из нижеприведенных действий не являются обязанностями гражданина Российской Федерации? А. Избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления. Б. Получить основное общее образование. В. Бережно относиться к природным богатствам. Г. Платить законно установленные налоги. Д. Определять свою национальную принадлежность.
|
Эталонный ответ: А, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
2 |
Укажите два варианта, при которых гражданин РФ может быть признан недееспособным: А. Гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий. Б. Гражданин вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий лишь при помощи других лиц. В. Гражданин вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Г. Гражданин вследствие психического расстройства не может руководить своими действиями. Д. Гражданин вследствие психического расстройства может руководить своими действиями лишь при помощи других лиц. |
Эталонный ответ: А, Г. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
3 |
Выберите два верных суждения о деятельности человека. А. Деятельность человека имеет сознательный и преобразовательный характер. Б. Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами. В. В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, актуальных в данный момент времени. Г. Деятельность человека вызывается социальными потребностями. Д. Деятельность человека всегда носит спонтанный характер.
|
Эталонный ответ: А, Г. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
4 |
Назовите два способа сокращения переменных издержек на производстве самокатов. А. Переход с каучуковых шин на более дешевые полиуретановые. Б. Снижение общей массы изделия. В. Получение права на льготную аренду производственных цехов. Г. Переход на не требующие лицензирования технологии производства. Д. Повышение качества покраски продукции.
|
Эталонный ответ: А, Б. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
5 |
С помощью брачного договора можно договориться (выберите два правильных ответа): А. У кого из супругов в случае развода останется машина, которую они планируют купить. Б. Об обязательстве супруга не требовать выплаты алиментов в случае развода. В. О запрете обращения в суд с требованием выдела доли в совместном имуществе. Г. Об ограничении в занятии определенной деятельностью одним из супругов. Д. В чьей собственности будет дачный участок, приобретённый во время брака.
|
Эталонный ответ: А, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
6 |
Проиллюстрируйте пятью тезисами место норм международного права в российской правовой системе (в том числе, на примере Конституции Российской Федерации). Дайте развернутый ответ, аргументируя тезисы теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
7 |
Проиллюстрируйте пятью тезисами, в чем заключается такая основа конституционного строя, как признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Дайте развернутый ответ, аргументируя тезисы теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
8 |
Взгляд на неопознанные летающие объекты (НЛО) с точки зрения социокультурного и исторического контекста. Физик объяснит факты наблюдения НЛО как следствие атмосферных или оптических эффектов. Психолог – особенностями восприятия и мышления тех людей, которые наблюдали эти объекты. Сотни лет назад люди видели в неопознанных объектах сходящих с небес богов и ангелов, а в последние сто лет – летательные аппараты, инопланетную технику. Как, по Вашему мнению, это связано с типом общества, с тем, какие социальные нормы определяют приемлемый способ видения и интерпретации явлений? Ответ обоснуйте 5 тезисами, аргументируя их теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
9 |
В современных государствах реальные полномочия главы государства зачастую выходят за обозначенные конституциями пределы. Насколько это угрожает основам конституционного строя государства? Аргументируйте свою позицию не менее чем 3 тезисами, основанными на теоретических положениях и практических примерах.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий три и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 1 тезис и его аргументацию либо ответ содержит 2 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
10 |
Конституция Российской Федерации закрепляет, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Данный принцип отражен далеко не во всех современных конституциях. Укажите три наиболее значимых преимущества и три возможных недостатка данного принципа. Обоснуйте заявленную позицию тезисами (3 тезиса, обосновывающих преимущества, и 3 тезиса, обосновывающих недостатки), основанными на теоретических положениях и практических примерах. |
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий 5-6 тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 2-3 тезиса и его аргументацию либо ответ содержит 4-5 тезисов и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|
№ |
Задания для 11 класса Вариант 2 |
Критерии оценивания и эталонные ответы |
1 |
Система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и его изменений называется (выберите два правильных ответа): А. Кадастр. Б. Регистр. В. Мониторинг. Г. Цессия. Д. Надзор.
|
Эталонный ответ: В, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
2 |
Укажите два правильных варианта продолжения фразы: «Функциями государственного управления являются…»: А. Прогнозирование. Б. Санкционирование. В. Координация. Г. Профилактика. Д. Распределение.
|
Эталонный ответ: А, В. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
3 |
Что из перечисленного относится к неосторожным формам вины (выберите два правильных ответа): А. Состояние аффекта при совершении преступления. Б. Косвенный умысел. В. Преступное легкомыслие. Г. Преступная небрежность. Д. Причинение вреда при крайней необходимости.
|
Эталонный ответ: В, Г. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
4 |
Из приведенного перечня терминов выберите два, которые не относятся к организационно-правовым формам коммерческих организаций: А. Страховое общество. Б. Полное товарищество. В. Акционерное общество. Г. Производственный кооператив. Д. Пенсионный фонд.
|
Эталонный ответ: А, Д. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
5 |
Обычаем в гражданском праве признается (выберите два правильных ответа): А. Правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе, не предусмотренное законодательством. Б. Сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В. Закрепленное в праве и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения. Г. Сложившееся и широко применяемое в какой-либо области деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Д. Зафиксированное документально правило поведения, широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством. |
Эталонный ответ: Б, Г. Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.
Баллы: 5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные), 3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный), 0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях). |
6 |
Проиллюстрируйте пятью тезисами роль Президента Российской Федерации в сфере государственного управления. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
7 |
Мебель может служить объектом общественной жизни в той мере, в какой предметом изучения является социальная обусловленность дизайна и способов расстановки мебели. Как можно выявить такую обусловленность, продемонстрировал в книге «Система вещей» французский социолог Жан Бодрийяр. Он показал, что форма и расстановка мебели служат для людей знаками – средствами демонстрации и подтверждения социального статуса, а также средствами организации социального взаимодействия. Напишите Ваше мнение о том, почему кабинет и приемная директора крупной фирмы обычно обставляется кожаными креслами, а не легкими стульями из пластика, алюминия и синтетических тканей? Ответ обоснуйте 5 тезисами, аргументируя их теоретическими положениями и практическими примерами.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
8 |
Как Вы понимаете приоритет положений Конституции над нормами международного права при формировании таких норм с участием Российской Федерации и при их реализации на практике? Аргументируйте свою точку зрения 5 тезисами, основанными на теоретических положениях и практических примерах.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию либо ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
9 |
Насколько, по Вашему мнению, эффективной (или неэффективной) в Российской Федерации является структура и система федеральных органов исполнительной власти. Аргументируйте свою позицию не менее, чем 3 тезисами, основанными на теоретических положениях и практически примерах.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий 3 и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 1 тезис и его аргументацию либо ответ содержит 2 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки. |
10 |
Человек, не имеющий доступа в Интернет, сегодня не может быть активным гражданином, принимающим участие в политической, экономической, образовательной, развлекательной, социальной и других сферах жизни. В таких условиях лишение людей доступа к Интернету является лишением основных конституционных прав, которые с учетом развития цифровых технологий из формата оффлайн перешли в формат онлайн. Согласны ли вы с данной точкой зрения? Приведите 3 научно обоснованных и аргументированных тезиса, довода в пользу данной точки зрения и 3 против нее.
|
Ответ оценивается по следующим критериям: - наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания; - должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук; - наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов; - знание действующего законодательства. Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.
Баллы: 15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют. 10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют либо дан ответ, содержащий 5-6 тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно. 5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 2-3 тезиса и его аргументацию либо ответ содержит 4-5 тезисов и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.
|