Новости олимпиады по обществознанию

Варианты заданий и критерии оценивания




Олимпиадные задания на заключительный этап

Межрегиональной олимпиады школьников на базе ведомственных образовательных организаций в 2024/2025 учебном году

(профиль – обществознание) и критерии оценивания

Дата проведения: 02 февраля 2025 г.

Заключительный этап проводится в очной форме на базе ведомственных образовательных организаций. Олимпиадная работа включает десять заданий (пять тестовых и пять развернутых вопросов). На выполнение заданий отводится 240 минут. Максимальная оценка за выполнение олимпиадной работы 100 баллов.

Задания для 9 класса

Задания для 9 класса

Критерии оценивания и эталонные ответы

1

Выберите два верных суждения о безработице:

А. Безработица имеет положительные последствия, так как способствует росту ВВП и доходов домохозяйств.

Б. Безработицей называют периодические колебания деловой активности.

В. Уровень безработицы показывает, какую долю от численности рабочей силы составляет количество безработных.

Г. В условиях безработицы нетрудоспособное население стремится найти работу и немедленно приступить к ней.

Д. Снижению безработицы способствует создание государственной системы содействия в трудоустройстве и подготовке кадров.

Эталонный ответ: В, Д

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

2

Выберите два верных суждения о глобализации:

А. Глобализация – противоречивый процесс, в котором сочетаются обмен достижениями и глобальные проблемы.

Б. Глобализация – это снижение взаимодействия между государствами и народами.

В. Создание транснациональных компаний и развитие информационных технологий отражает глобализацию в социальной сфере.

Г. В условиях глобализации государства делегируют часть своих полномочий наднациональным структурам.

Д. Глобализация связана с деятельностью экономически развитых стран и не затрагивает развивающиеся страны.

Эталонный ответ: А, Г

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

3

Выберите два верных суждения о научном знании:

А. Научное знание отличают объективность, достоверность и соответствие нравственным идеалам.

Б. Научное знание представлено аксиомами.

В. В постиндустриальном обществе научное знание лежит в основе промышленного производства.

Г. Получение научного знания происходит на основе применения теоретических и эмпирических методов.

Д. Научное знание не может изменяться с течением времени.

Эталонный ответ: В, Г

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

4

Какие два из перечисленных качеств, присущих человеку, не имеют социальной природы?

А. Пристрастие к компьютерным играм.

Б. Темперамент.

В. Эрудированность.

Г. Самоотверженность.

Д. Быстрота мышления.

Эталонный ответ: Б, Д.

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

5

Какие два из перечисленных пунктов не являются видами юридической ответственности?

А. Уголовная ответственность.

Б. Административная ответственность.

В. Дисциплинарная ответственность.

Г. Экологическая ответственность.

Д. Моральная ответственность.

Эталонный ответ: Г, Д.

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

6

В письменной работе по обществознанию один из учеников утверждал, что государственная власть ничем не отличается от власти, существовавшей в первобытной общине. Приведите три аргумента, которые опровергают данное утверждение либо три аргумента, подтверждающих данный тезис.

Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых аргументов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из аргументов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3 аргумента заявленной позиции автора. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 аргумента заявленной позиции автора. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1 аргумент заявленной позиции автора

либо

ответ содержит 2 аргумента, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

7

Как в настоящее время связаны процесс социализации и образование? Ответьте на данный вопрос, приведя в качестве аргументов пять тезисов, сопроводив их теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

8

Опишите пятью тезисами, что собой представляет современная рыночная экономика. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

9

Проиллюстрируйте пятью тезисами, в чем заключается такая основа конституционного строя, как федеративное устройство Российской Федерации. Дайте развернутый ответ, аргументируя тезисы теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

10

«Богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей» (М.Тетчер)

Приведите 3 тезиса в пользу данного утверждения и 3 тезиса, его опровергающих. Обоснуйте свою позицию, основываясь на теоретических положениях и практических примерах.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют

либо

дан ответ, содержащий три и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.


Задания для 10 класса

Задания для 10 класса

Критерии оценивания и эталонные ответы

1

У сотрудницы образовательной организации возник конфликт с руководством данной организации. Она решила отстаивать свои права способом самозащиты. Из приведенного перечня выберите два законных способа самозащиты своих трудовых прав:

А. Обращение с исковым заявлением в суд.

Б. Отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором.

В. Обращение в профсоюзную организацию за поддержкой.

Г. Обращение в государственную инспекцию труда.

Д. Отказ от выполнения работы, непосредственно угрожающей здоровью.

Эталонный ответ: Б, Д

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

2

Какие два из нижеперечисленных пунктов можно отнести к характеристикам государственной власти?

А. Публичный характер.

Б. Регионализм.

В. Временный характер.

Г. Легитимность.

Д. Унитарность.

Эталонный ответ: А, Г

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

3

Какие две из приведенных функций не относятся к сфере деятельности коммерческих банков?

А. Покупка и продажа валюты.

Б. Хранение золотовалютного резерва государства.

В. Продажа дорожных чеков.

Г. Осуществление монопольной эмиссии денег.

Д. Открытие и обслуживание депозитов граждан.

Эталонный ответ: Б, Г

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

4

Ниже приведён перечень действий. Все они, за исключением двух, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации относятся к действиям, которые вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет. Укажите эти два действия.

А. Внесение вкладов в кредитные организации и распоряжение ими.

Б. Распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами.

В. Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения.

Г. Мелкие бытовые сделки.

Д. Распоряжение средствами, предоставленными законным представителем или с согласия законного представителя третьим лицом для определённой цели.

Эталонный ответ: А, Б.

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

5

Выберите два варианта, не являющихся формами реализации демократии в государстве.

А. Создание профсоюзов.

Б. Участие в митингах, шествиях и демонстрациях.

В. Участие в выборах в органы власти и местного самоуправления.

Г. Свободный выбор персональных политических взглядов.

Д. Выдвижение своей кандидатуры в качестве главы муниципалитета.

Эталонный ответ: А, Г.

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

6

Один из учеников 11 класса посчитал принцип несменяемости судей недемократическим. Приведите три тезиса, которые могут опровергнуть данное утверждение или три тезиса, которые могут подтвердить позицию ученика.

Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3 аргумента заявленной позиции автора. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 аргумента заявленной позиции автора. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1 аргумент заявленной позиции автора

либо

ответ содержит 2 аргумента, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

7

Проиллюстрируйте пятью тезисами содержание элементов права собственности: владения, пользования и распоряжения в современном мире.

Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

8

Проиллюстрируйте пятью тезисами возможность регулирования имущественных отношений супругов заключением брачного договора.

Дайте развернутый ответ, аргументируя тезисы теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

9

Какие аспекты современного школьного образования необходимо изменить для повышения его качества? Аргументируйте свою позицию не менее чем 5 тезисами, основанными на теоретических положениях и практических примерах.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

10

Исследователи подчеркивают, что ужесточение негативных санкций не приводит к однозначному повышению эффективности социального контроля, о чем свидетельствует статистика правонарушений. Опыт показывает, что усиление наказаний весьма в незначительной мере приводит к снижению числа преступлений. Этот феномен получил название «кризиса наказаний».

Приведите 3 тезиса в пользу данного утверждения и 3 тезиса, его опровергающих. Обоснуйте свою позицию, основываясь на теоретических положениях и практических примерах.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют

либо

дан ответ, содержащий три и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

Задания для 11 класса


Задания для 11 класса

Вариант 1

Критерии оценивания и эталонные ответы

1

Что не является компонентами регулятивной подсистемы политической системы общества? Укажите два ответа.

А. Обычаи.

Б. Традиции.

В. Политические партии.

Г. СМИ.

Д. Правовые нормы.

Эталонный ответ: В, Г

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

2

Каких двух организационно-правовых форм предпринимательской деятельности не существует?

А. Индивидуальный предприниматель.

Б. Частичное товарищество.

В. Открытое акционерное общество.

Г. Товарищество на вере.

Д. Товарищество финансовых брокеров.

Эталонный ответ: Б, Д

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

3

Какие два свойства научного знания могут не присутствовать в некоторых науках?

А. Объективность полученной информации.

Б. Фальсифицируемость полученной информации.

В. Верифицируемость полученного знания.

Г. Повторяемость результатов научного познания.

Д. Комплексное объяснение всех закономерностей наблюдаемых наукой процессов.

Эталонный ответ: В, Д

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

4

Ниже приведен ряд принципов, характеризующих семейное право. Укажите два неверных принципа:

А. Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Б. Принцип приоритетного права мужа по определению места жительства семьи.

В. Принцип приоритета семейного воспитания детей.

Г. Принцип равенства супругов в семье.

Д. Принцип определенности трудовой функции.

Эталонный ответ: Б, Д

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

5

Каких экономических учений не существовало? Укажите два ответа.

А. Утопическая экономическая теория.

Б. Меркантилизм.

В. Кейнсианство.

Г. Материализм.

Д. Классическая экономическая теория.

Эталонный ответ: А, Г

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

6

Проиллюстрируйте с точки зрения права введение односторонних санкций в отношении государств в современном мире. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою позицию не менее чем 5 тезисами, основанными на теоретических положениях и практических примерах.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

7

Сформулируйте пять тезисов, доказывающих преимущество смешанной республики как формы правления для ответа на вызовы современному европейскому государству. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

8

Конституция Российской Федерации закрепляет, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Укажите не менее пяти значимых факторов современности, угрожающих исключительному положению рубля как денежной единицы в Российской Федерации.

Обоснуйте необходимость этого положения Конституции, основываясь на теоретических положениях и практических примерах.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3-4 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

9

Проиллюстрируйте роль искусственного интеллекта в судебном производстве. Насколько он применим и почему?

Приведите 3 тезиса в пользу данного утверждения и 3 тезиса, его опровергающих. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют

либо

дан ответ, содержащий три и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

10

«…человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек… а тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством» (Аристотель)

Приведите 3 тезиса в пользу данного утверждения и 3 тезиса, его опровергающих. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют

либо

дан ответ, содержащий три и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

Задания для 11 класса

Вариант 2

Критерии оценивания и эталонные ответы

1

Что относится к событиям как юридическим фактам? Укажите два правильных варианта.

А. Преступления.

Б. Проступки.

В. Гражданско-правовой договор.

Г. Наводнение.

Д. Рождение ребенка.

Эталонный ответ:Г, Д

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

2

Укажите два аспекта, которые не отражаются в ВВП?

А. Добавленная стоимость всего объема товаров.

Б. Государственные безвозмездные расходы.

В. Благотворительные взносы.

Г. Конечная стоимость всего объема услуг.

Д. Внешние государственные займы.

Эталонный ответ: Б, В

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

3

Стране Г необходимы внешние инвестиции для развития национальной экономики. Какие два инструмента смогут обеспечить их приток?

А. Введение протекционистских мер в отдельных отраслях производства.

Б. Выпуск облигаций государственного займа для граждан.

В. Снижение налоговой нагрузки на предпринимателей.

Г. Понижение цен на энергоносители.

Д. Создание системы государственного лицензирования производства.

Эталонный ответ: В, Г.

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

4

Выделите два утверждения, которые являются верными в отношении теории элит.

А. Возникновение элит зависит от поведения отдельных членов общества.

Б. Элитарность определяется самим субъектом той или иной элиты.

В. Принадлежность к элите зависит от выбранного критерия.

Г. Элита объективно стремится к самообновлению и развитию.

Д. Элита объективно стремится к стагнации и капсуляции от остального социума.

Эталонный ответ: В, Д.

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

5

Из нижеперечисленных укажите два неверных признака юридического лица.

А. Организационное единство.

Б. Имущественная обособленность.

В. Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.

Г. Возможность выступать в гражданском обороте и в судебных органах от имени государства.

Д. Возможность издавать нормативные правовые акты.

Эталонный ответ: Г, Д

Задание оценивается исходя из соответствия ответа, данного участником олимпиады, эталонному ответу.

Баллы:

5 баллов - ответ верен (названы 2 варианта, оба из которых правильные),

3 балла - ответ частично верен (названы 2 варианта, 1 из которых правильный),

0 баллов - ответ неверен (во всех остальных случаях).

6

Проиллюстрируйте пятью тезисами роль Правительства Российской Федерации в противодействии экономическим санкциям, введенным против Российской Федерации со стороны недружественных ей государств. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 аргументов заявленной позиции автора. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 аргумента заявленной позиции автора. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 аргумента заявленной позиции автора

либо

ответ содержит 3-4 аргумента, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

7

Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Как Вы понимаете данное положение? Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения не менее чем пятью тезисами, основываясь при этом на теоретических положениях и практических примерах.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 аргументов заявленной позиции автора. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 аргумента заявленной позиции автора. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 аргумента заявленной позиции автора

либо

ответ содержит 3-4 аргумента, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

8

Каково соотношение различных социальных регуляторов в сфере семейных отношений? Приведите пять тезисов, раскрывающих систему социального регулирования семейных отношений. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 5 аргументов заявленной позиции автора. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 3-4 аргумента заявленной позиции автора. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 1-2 аргумента заявленной позиции автора

либо

ответ содержит 3-4 аргумента, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

9

Использование интернет-пространства очень важно для формирования политического, экономического и нравственного развития молодого поколения в стране. Современное развитие общества требует выделения огромных материальных средств из бюджета государства на его информационное обеспечение и поддержание безопасности.

Приведите 3 тезиса в пользу данного утверждения и 3 тезиса, его опровергающих. Дайте развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения теоретическими положениями и практическими примерами.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных тезисов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезиса и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют

либо

дан ответ, содержащий три и более тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 2 тезиса и их аргументацию

либо

ответ содержит 3 тезиса и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.

10

В условиях глобализации происходит постоянное взаимопроникновение различных традиционных национальных культур, их смешение и возникновение новых, мета-национальных культурных феноменов. Влияние подобного процесса трудно оценить однозначно.

Приведите 3 научно обоснованных и аргументированных и снабженных примерами тезиса, раскрывающих положительную сторону данного явления, и 3 аргументированных и снабженных примерами тезиса, показывающих деструктивный характер подобного явления.

Ответ оценивается по следующим критериям:

- наличие выдвинутых тезисов, соответствующих фабуле задания;

- должное обоснование каждого из тезисов теоретическими положениями из области обществознания и общественных наук;

- наличие практических примеров, подтверждающих состоятельность приведенных аргументов;

- знание действующего законодательства.

Также оцениваются логичность изложения материала, отсутствие внутренних противоречий, полнота аргументации, владение научной терминологией, соблюдение правил русского языка.

Баллы:

15 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 6 и более тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется правильно, ошибки отсутствуют.

10 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ, содержащий 4-5 тезисов и их аргументацию. Научная терминология используется в основном правильно, существенные ошибки отсутствуют

либо

дан ответ, содержащий 5-6 тезисов и их аргументацию, однако допущены незначительные нарушения логики, присутствуют внутренние противоречия, терминология употребляется некорректно.

5 баллов - дан развернутый, логически стройный, полностью соответствующий формулировке задания ответ содержащий 2-3 тезиса и его аргументацию

либо

ответ содержит 4-5 тезисов и их аргументацию, но с допущением нарушений логики и (или) не в полной мере соответствующих заданию. Научная терминология используется, но имеются существенные ошибки.




Возврат к списку